![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
|
|||
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|
|||||||||
Toyota Land Cruiser 70фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА Впервые на TLC 7-й серии я обратила внимание во время "Арктик-трофи - 98". На ней приехал киевский экипаж. Эта была одна из немногих машин, у которых за весь маршрут ничего не ломалось. В этом году мои друзья решили принять участие в "Ладоге-трофи - 2000" и встал вопрос выбора машины. Она должна была стоить не более $10 тыс., также ее предполагалось использовать для буксировки тяжелой лодки. После долгих раздумий было принято решение остановиться на Toyot'e Land Cruiser 7-й серии. Почему именно на ней? Опыт предыдущего общения с многими внедорожниками таких фирм, как Nissan, Mitsubishi, Land Rover и Toyota, явно указывал на нее как на машину исключительно надежную с огромным запасом прочности всех агрегатов, обладающую отличными внедорожными качествами, оригинальным дизайном и комфортабельным салоном. Небольшой вес, пружинная подвеска с большими ходами, малый радиус поворота приятно дополняли картину. Много Land Cruiser'ов хороших и разных Несмотря на полученные общие положительные характеристики, найти детальную информацию по автомобилю оказалось совсем не просто. Кое-что я нашла на "тойотовских" сайтах, многое узнала от известного питерского джипера со стажем, владельца внедорожников моделей BJ-40, HJ-60 и LJ-70. А. Дерюгина. Еще через Интернет на мои запросы откликнулся один из любителей офф-роуда из Хабаровска, владелец BJ-74, имеющий большой опыт общения с Land Cruiser'ами, в основном праворульными. В Москве, по-видимому, 7-й серией не занимается никто.
Toyota Land Cruiser 7-й серии (с левым рулем, на пружинных подвесках) выпускается с 1985 года. Модификации под индексами "70", "72", "73", "75", "77", "79" отличаются в первую очередь длиной колесной базы, количеством дверей, все с "70-й" по "75-ю" включительно трехдверные. У "70-го" кузова самая короткая база, у "73-го" на 30 см длиннее. "73-й" кузов выпускается только с пластиковой съемной крышей FRP (Fiber Reinforced Plastic). Менее чем за полчаса "73-я" превращается в кабриолет. Буквами LJ, BJ, RJ, HZJ, PZJ и т. д. обозначают тип мотора, который установлен на машине:
На большинстве встречающихся у нас в стране моделей "70" - "79" с пружинной подвеской установлены двигатели 2LT и 22R, на машинах начиная с 1992 года выпуска встречается мотор 1KZ. Цена новых автомобилей 7-й серии составляет $25-30 тыс. Они комплектуются двумя типами дизельных моторов 1KZ и 1HZ. В Россию они официально не поставляются, но на Западе хорошо известны. Большая часть леворульных машин, произведенных в Японии для европейского рынка, имеет VIN-код вида JT1V0LJ7009010312, где:
Существуют два варианта комплектации - VX и LX. VX отличают хромированные подножки и накладки на бамперах, часы с секундомером и будильником, более красивая отделка салона, как правило, электрические стеклоподъемники и люк, иногда - кондиционер. На версиях LX бамперы и подножки черные, часы простые, отделка салона спартанская и никаких электрических наворотов. 7-я серия оборудована усилителем тормозов (передние - дисковые, задние - барабанные), гидроусилителем руля, 5-ступенчатой КПП, центральным замком, регулируемой рулевой колонкой. Штатно установлены омыватели фар и заднего стекла, а также его подогрев. Подвеска - пружинная зависимая, мосты - неразрезные, передний мост - отключаемый, задний мост, как правило, с самоблокирующимся межколесным дифференциалом. Межосевого дифференциала нет. Подключение переднего моста осуществляется в два этапа: сначала нужно включить ступичные муфты, затем из салона кнопкой приводится в действие электромеханическая муфта в раздатке, жестко связывающая передний и задний мосты. Встречаются варианты ступиц с неотключаемыми полуосями (полуоси и карданный вал вращаются без нагрузки). Ездить на полном приводе по твердому грунту нельзя - разбиваются ступичные муфты переднего моста, крестовины и шлицевое соединение карданного вала, возможны поломки в трансмиссии. При эксплуатации по твердым грунтам рекомендуется раз в 2 - 3 тыс. км подключать на непродолжительное время ступицы переднего моста (без включения полного привода). Это необходимодля того, чтобы шлицевое соединение не "залипало". Рычаг раздатки имеет три положения: Н, N, L4. Положение L4 (пониженная передача) включается только при полной остановке с подключенным передним мостом через педаль сцепления. Положение Н используется при обычной езде. Положение N - вся трансмиссия отключена. Предусмотрена установка коробки отбора мощности для привода механической лебедки. Небольшая часть машин комплектуется дополнительными отопителем и аккумулятором. Встречаются модели, собранные предположительно в Эмиратах или Кувейте, не имеющие VIN'a. Внешне и внутренне они похожи на LJ-70, но есть и отличия. Так называемый НАТОвский вариант на табличке под капотом имеет обозначение LJ72. Он выпускается с дизелем 3L 2,8 л без турбины, на его приборном щитке нет тахометра и креномера. У этой версии отсутствует подогрев заднего стекла, тормоза, как правило, барабанные, а коробка передач 4-ступенчатая. Также VIN-кода не имеют машины с правым рулем, произведенные в Японии для внутреннего рынка или собранные в Австралии. Еще существует множество вариантов 7-й серии с рессорной подвеской, а также с правым рулем (BJ-70, 74, 78; LJ-77, 79; PZJ-73; HZJ-75 и др.). Покупка Собрав информацию, мы начали поиски автомобиля в Москве, в Питере, а также через перегонщиков и в Европе. Непростое это было занятие, так как таких машин совсем немного. Перед нами стояла задача найти ходовой вариант не старше 1990 года выпуска с пробегом до 200 тыс. км (небольшим для Land Cruiser'a). В итоге было принято решение остановиться на LJ-73 1992 года выпуска стоимостью в $6500 красно-белого цвета с турбодизелем 2LT и пробегом 142 тыс. км. Эта машина с пластиковым съемным верхом, крепящимся на толстых дугах, с дорогим кенгурином фирмы Delta, с неплохой аудиосистемой и на новых колесах нам приглянулась. Пять лет эксплуатации в Москве не сильно отразились на ее состоянии. Перед покупкой мы поехали на диагностику в авторизованный техцентр Toyota, где за $40 узнали, что подвеска, трансмиссия, рулевое управление и тормоза у нее в нормальном состоянии, за исключением разбитого шлицевого соединения переднего карданного вала (результат частой езды на полном приводе по асфальту). Кузов красился года четыре назад из-за удара в правое крыло и кое-где имеет незначительные следы коррозии, в основном на порогах. Неприятным оказалось то, что из-под выпускного коллектора немного гонит масло, что, как правило, является следствием износа турбокомпрессора. Качественно отремонтировать его нельзя, в лучшем случае после ремонта он проходит 5 тыс. км. Новый агрегат стоит $1200 - 1400, покупать б/у нецелесообразно.
Подготовка к эксплуатации После оформления первым делом были заменены все жидкости, смазки, ремни, фильтры, передний и задний сальники коленвала. Оказалось, что все расходные материалы есть в наличии в Москве. Поскольку мотор 2LT распространенный, устанавливается на микроавтобусы Hi-Асе и пикапы Hi-Lux, поиск запчастей на него не вызвал особых проблем. Остальные запчасти были заказаны в различных фирмах со сроком поставки от 3-х дней до 6 недель. Приводим московские цены на запчасти.
На рынках подержанных запчастей в европейской части страны детали и узлы автомобилей 7-й серии практически не встречаются. На Дальнем Востоке с б/у запчастями проще. Далеко не все детали от праворульных машин подходят к леворульным. Даже у внедорожников одного года выпуска и похожего VIN'a возможны различные комплектации. Подготовка LJ-73 к "Ладоге-трофи" включала в себя установку электрический лебедки (WARN 8000), шин (33 BF Goodrich M/T), дисков (9 дюймов, вылет - 32), амортизаторов (Bilstein), шноркеля. Все необходимое было куплено в Финляндии. Приятным оказалось то, что 33-дюймовая резина ставится на 7-ю серию без подъема кузова, а для "35-й" требуется установка более длинных пружин или проставок. На "33-й" резине машина не потеряла своей устойчивости в поворотах. Поездка из Москвы в Финляндию позволила в полной мере оценить удобства салона и ходовые качества автомобиля. Сиденья, педальный блок, приборы, регулируемая рулевая колонка позволяют комфортно чувствовать себя водителю любого роста. Высокая посадка водителя исключает проблемы с обзором. Очень понравились легкие эффективные тормоза, информативный гидроусилитель руля. Обогрев, вентиляция и шумоизоляция салона находятся на уровне легкового автомобиля. Дизельный двигатель 2LT отлично тянет на низах, а турбонаддув позволяет чувствовать себя уверенно и в городском потоке, и на трассе. 1-я и 2-я передачи очень короткие, зато 5-я позволяет поддерживать скорость в диапазоне от 70 до 130 км/час. Расход топлива в городском цикле 12 литров, на трассе при скорости 90 км/час - 11 литров, при 120 км/час - 13 литров на 100 км. Объем топливного бака 90 литров. За две недели до "Ладоги-2000" я случайно нашла еще одну LJ-70 1991 года выпуска в отличном состоянии. Машина 5 лет была в России под розыском Интерпола с запретом отчуждения. На ней практически не ездили из-за проблем с документами, реальный пробег составлял 94 тыс. км. По решению суда ее сняли с учета, и мы с другом ее легально купили за $5000. Быстро сделали полное ТО. Заменили смазки, жидкости, ремни, фильтры, амортизаторы, пружины. Установили электролебедку, 33-дюймовую резину и поехали двумя экипажами на "Ладогу-трофи - 2000". Машины показали себя с отличной стороны как по надежности, так и по проходимости. Дополнительных защитных устройств мы не устанавливали, так как коробка передач, раздатка, рулевые тяги находятся достаточно высоко и повредить их можно, только прыгнув сверху на камень. На LJ-70 об острый и высокий пенек сорвали шланги с трубок топливного бака и поломали трубку обратного слива, в результате чего из нее потоком потекла солярка, а дизель нахлебался воздуха. На трубку надели кембрик, обмотали скотчем, прокачали систему питания - и все проблемы были решены. Самая серьезная поломка на обеих машинах - выход из строя магнитол. Еще хочу поделиться информацией по опыту эксплуатации, полученной от других владельцев таких машин и механиков. ![]() Несколько полезных советов Запчасти желательно покупать только оригинальные. В каталогах неоригинальных запчастей и расходных материалов зачастую встречаются ошибки. Ремонт требуется редко, но стоит дорого. Если делать регулярное и правильное техобслуживание, то ремонтировать что-либо придется не скоро. Ресурс двигателя 2LТ при правильном обращении составляет 300 - 350 тыс. км, мотор боится перегрева, в результате которого может повести головку блока. Требователен к уровню и качеству масла. Ресурс двигателя 1KZ несколько больше за счет того, что он мощнее и ему не так часто приходится работать на пределе. Существующее мнение о том, что дизельные двигатели очень экономичные, не совсем справедливо, поскольку экономят горючее, а не деньги, так как зимнюю и летнюю солярку для долгой и беспроблемной эксплуатации желательно заливать на фирменных заправках, где она иногда бывает ненамного дешевле, чем бензин. Хотя, с другой стороны, известны случаи эксплуатации Cruiser'ов на "колхозной" солярке, несмотря на то что ее использование снижает ресурс двигателя. Долговечность системы турбонаддува равна 150 - 250 тыс. км пробега при условии правильного обращения с ней. Моторы нельзя глушить сразу после нагрузки, надо дать им поработать на холостых оборотах 1-2 минуты. Масло в дизеле и фильтр при тяжелых дорожных условиях нужно менять не более чем через 2500 км. Заводом-изготовителем рекомендуется эксплуатировать мотор на дизельном минеральном или полусинтетическом масле. Регулировку клапанов нужно осуществлять каждые 40 тыс. км. Ремень ГРМ и ролики натяжителя - каждые 90 тыс. км. Свечи накаливания служат очень долго. Сайлент-блоки рычагов подвески практически вечные, на машине с пробегом 300 тыс. км мы их еще не меняли. Пружины от времени просаживаются. У 8-9-летних внедорожников с пробегом около 150 тыс. км, не возивших тяжелых грузов, пружины уменьшаются по высоте на 8 - 12 см. Ресурс амортизаторов зависит от условий эксплуатации. При регулярной замене масла передний мост по главной передаче, дифференциалу и полуосям слабых мест не имеет. Масло можно заливать как минеральное, так и синтетическое. При частом преодолении бродов и бездорожья менять его рекомендуется не реже 5 тыс. км. ШРУСы и крестовины карданов необходимо регулярно шприцевать. Приблизительно на 200 тыс. км пробега требуется замена сальников, пыльников и прокладок моста. Возможно, это будет нужно сделать раньше, если трансмиссионное масло начнет вытекать из поворотных шаров. Подшипники ступиц через каждые 20 тыс. км необходимо промывать и заменять в них смазку. Ремкомплект на передний мост идентичен 80-й серии Cruiser'ов. В задний мост с дифференциалом повышенного трения нужно заливать только специальное масло, например Castrol SAF-XJ (75/140) по $15 за литр. Из мостов под кузов штатно выведены трубки сапунов, удлинив которые, при желании можно вывести в салон. Коробка передач, раздатка, мосты, рычаги подвески, карданные валы при правильном обращении имеют ресурс, сопоставимый с ресурсом двигателя. Важно отметить, что в обслуживании и ремонте Land Cruiser 7-й серии достаточно прост, почти все размеры болтов и гаек у него на 10, 12, 14, 17, 19 мм, внутренние шестигранники встречаются только в двигателе. Раму желательно периодически прочищать от грязи и наносить на нее антикоррозионные средства, для этого в ней существуют специальные отверстия. Если машина не была в аварии, эксплуатировалась не в России (без соли), кузовные детали не ржавеют очень долго - 15 лет не предел. По моему мнению, Toyota Land Cruiser 70 - один из самых удачных автомобилей для офф-роуда. ![]() Источник: Club 4x4 №8 2000
![]() |
|
Copyright © OFF-ROAD MONSTERS, 2002-2004 Поддержка проекта - 4WD.ru |
||
|