Сделать стартовойДобавить в избранноеНаписать письмо
О сайте На главную





На рыбалку по любому - Самарский рыболовный форум. Рыбалка в самарской области, рыбалка в Самаре, водоемы самарской области, реки самарской области, вести с водоемов

Поддержка проекта - 4WD.ru

Экстремальный портал VVV.RU


назадвперед

Укрощение строптивого винча

Евгений ПАВЛОВ

Сегодня у Семен Семеныча праздник: его джип приобрел, наконец, законченную форму, соратники и друзья ходят вокруг машины, разглядывают новую лебедку и в один голос твердят "Круто!", а на разложенной в офисе на столе карте красным карандашом прочерчен новый, кратчайший путь на недавно достроенную дачу. Отныне Семен Семеныча вовсе не волнует, что по заброшенному зимнику времен Великой Отечественной войны уже полвека никто не может проехать. В ближайшие выходные он без сомнения доберется до цели, но желательно без замены блестящего троса на барабане нового верного помощника - "винча" по имени WARN.

Надо сказать, Семен Семеныч по природе - мужик упертый. Страшное, засасывающее насмерть бездорожье боролось с ним регулярно и каждый раз побеждало. Но отчаянно крутя рулем и разбрасывая во все стороны комья грязи, Семеныч уже не раз видел финиш сквозь деревья в лесу и непременно переносил окончательный штурм на следующие выходные. Но даже в рабочие будни Семен не дремал и "ковал победу", ежедневно подыскивая для своего "Сабурбаныча" лебедку помощней. И надо заметить, проявил в этом деле основательность необычайную.

Во-первых, где-то разузнал (возможно, что в магазине "Клуба 4х4"), что тяговое усилие лебедки должно хотя бы в полтора раза превышать полную массу автомобиля. А не из техпаспорта же Семен Семенычу было ее брать, когда его "Сабурбаныч" упакован баром с холодильником, 300-ваттной "музыкой", обвешан порогами, мощнейшим фаркопом, кенгурятником, антеннами, синими мигалками, да еще стоит на нештатных 16-дюймовых дисках с 33-дюймовыми покрышками! Но Семеныч, как всегда, выход нашел: накидал себе в багажник разных гаражных железяк потяжелей, подался к друзьям на оптовый склад и в таком неприглядном виде взвесил (!) своего чернолакового любимца, не забыв включить в полученное четырехзначное число примерный вес будущей лебедки вместе с установочным комплектом!

Потом Семен Семеныч где-то услыхал (не исключено, что тоже в магазине "Клуба 4х4"), что вожделенное им максимальное тяговое усилие, крупно написанное на корпусе лебедки, соответствует лишь первому ряду троса на барабане и снижается к ряду внешнему (четвертому или пятому) больше, чем в полтора раза! Семен Семеныч возликовал: он вплотную приблизился, наконец, к тому, о чем давно мечтал - к тяжелой работе с тросом.

А возликовав, на радостях прикупил себе еще и WINCH ACCESSORY KIT, в комплект которого входят замечательные специальные перчатки с крупной красной надписью WARN. Обратите внимание на слово "специальные" - кожа в них не только защищает ладони, но сами кончики пальцев сделаны в этих перчатках толще, чтобы при случайном затягивании в барабан пальцы не расплющило, а с руки стянуло только перчатку. По этой же причине ни в коем случае нельзя пользоваться перчатками нитяными. Любой трос с течением времени разлохмачивается и, зацепляя перчатку, оставляет очень мало времени, чтобы успеть стащить ее с руки.

При работе с тросом обязательно используйте специальные перчатки. Натягивая трос, не забывайте перехватывать его руками и не зевайте - иначе ваши пальчики запахнут ладаном.
При полном роспуске троса нельзя оставлять на барабане меньше пяти витков. Иначе под нагрузкой сразу вырвете трос с крепления.
При укладке троса на барабан его витки должны ровно и плотно ложиться друг к другу. При этом, ни на мгновение нельзя ослаблять натяжение троса, особенно по краям барабана, где трос меняет направление укладки (слева-направо, справа-налево).
Неправильно уложенный трос: слева залом, в середине перехлест, укладка неплотная и неровная. Если дать на такой трос нагрузку, он станет беспрепятственно врезаться вглубь рядов, растреплется, больше заломится и запутается.
Если при укладке троса на барабан вы допустите его перехлест, а еще хуже - зажим троса между барабаном и корпусом лебедки, то на тросе появится залом. В таком случае надо полностью заменить трос лебедки!
Трос крепится к барабану с левой стороны единственным болтом. Заменяя на лебедке трос, проверьте, в правильную ли сторону вы заводите его конец. Направление намотки троса указано на барабане стрелкой.
Так и именно так должен выглядеть на барабане подготовленный к работе трос.

Наконец, Семен Семенычу кто-то рассказал (сто очков вперед даю - это опять были ребята из магазина "Клуба 4х4"), что сразу пускать в дело новую лебедку ни в коем случае нельзя. Потому что сверкающе-плотный фирменный навой троса на барабан на самом деле является "демонстрационным" и касается только верхнего ряда троса, под которым может быть все, что угодно. Поэтому Семен Семеныч принял решение делать все "по науке".

Первым делом трос с барабана мы с ним полностью размотали. Я взял в руки пульт, а Сеня, стараясь успевать оттягивать и перехватывать руками заползающий в ролики губок трос, начал виток к витку, туго и без промежутков заново укладывать его на барабан. Семеныч потел, пыхтел, сопел и особенно старался, когда по краям барабана трос менял направление укладки (справа-налево, слева-направо). В конце концов, чтобы уберечь руки, Сеня даже уперся для удобства в бампер ногой. Главное было - ни в коем случае не давать натяжению наматывающегося на барабан троса ослабнуть, а в случае недогляда вовремя выбирать слабину, не позволяя виткам ложиться петлями, перехлестываться и образовывать между собой промежутки. Правда, все равно трос то и дело ложился на барабан неровно, тогда я сразу же останавливал лебедку и переключал тумблерочек пульта на размотку…

Когда эту работу в конце концов закончили, устали мы с Сеней ужасно. Но тем не менее, стоял день четверг а Семеныч уже вполне был к бою готов.

Надо ли говорить, КАКИМ в пятницу вечером ворвался Сеня на заветную партизанскую тропу с огромной "лебедой" на носу. Но словно приняв вызов, военный зимник, смачно чавкнув, на сей раз поглотил его "Сабурбаныча" целиком. Раньше подобный исход был бы неприятен, но сейчас он стал лишь поводом увидеть возможности новой Сениной игрушки.

Нехитрой железякой с крюком можно делать сразу несколько вещей: менять под нагрузкой направление троса и обеспечивать ровную укладку троса на барабан. Одновременно эта железяка служит еще и страховкой, если трос лопнет.

Для страховки сгодится даже обычная куртка, - если трос лопнет, она не только поглотит часть энергии лопнувшего троса, но под ее тяжестью хлыст упадет на землю.

Не глуша двигатель, поскольку лебедка жадно пожирает энергию бортовой сети, а при ее недостатке предательски "сосет" аккумулятор, Семен Семеныч молча надевает перчатки WARN -волокна троса способны порезать и исколоть даже загрубевшие мужские руки (тоже ведь, поди, в магазине "Клуба 4х4" научился). Затем достает из бардачка пульт и покидает салон. За компанию я тоже выбираюсь наружу. И надо сказать, очень вовремя - Семеныч уже вовсю жмет на размотку, не глядя на лебедку, а трос кольцами удава выпирает со всех сторон барабана, грозя намертво запутаться в рыболовную "бороду". Нет, нет, так дело не пойдет - при роспуске с барабана троса ни в коем случае не давайте ему ослабнуть!

Теперь уж я управляюсь с пультом, а Семен, тяжело шагая с крюком на плече, что есть силы вытягивает трос к ближайшему дереву и обертывает его ствол корозащитной шлееи. Затем цепляет две петли этой шлеи в крючок, и я нажимаю "сматывание". Но что это: все четыре выпущенных метра троса натянуты, моторчик гудит, но барабан-то не крутится! Тягового усилия не хватает, и Сабурбаныч" где "сидел", там и сидит! Семеныч прямо на глазах зеленеет - обманули, сволочи, а столько нулей на лебедке нарисовано (и заплачено)!!! Мне тоже грустно - попутки здесь не ходят, можно, конечно, по Сениной "сотке" звякнуть, но кто ИМЕННО СЮДА ПОЕДЕТ?! А ведь у нас в машине еще пара юных леди на заднем диване, Анжелика с Кристиной... Неужели копать?!! Замешательство проходит с появлением весьма трезвой мысли: а может, выпустить весь трос? Вручную вытягиваем его с Семеном полностью оставив на лебедке лишь пяток последних колец, цепляем подальше. Теперь барабан крутится, но опять не все слава богу. Трос ложится на него не аккуратненько, рядок к рядку, а как-то вповалку и в одно место - того и гляди барабан заклинит. Опять распускаем. Упершись ногой в бампер, Сеня перебирает руками злополучный трос выбирая слабину и восстанавливая стройность рядов, а я с пультом в руках (намотка размотка) судорожно слежу за его руками. Хоть и новый у нас трос, но тем не менее! Сила инерции крутящегося барабана сейчас играет против Семена, то есть если его руку в перчатке зацепит, может и намотать. С появлением на тросе натяга отходим, Сеня садится за руль и, не включая передачу, добавляет генератору газку. Ёшкин кот, как будто другая лебедка! Только что, чуть было не доведя нас до паники, она теперь легко и непринужденно вытаскивает "Сабурбаныча" на сухое место. Трос, конечно же, опять сбился, но нам уже не привыкать - распустили уложили…

Если нос машины начинает "пахать", подсуньте под трос наклоненное полено. При натяжении троса полено начнет вставать вертикально и поднимет нос машины.

Довольные, с вернувшимся настроением продолжаем воевать с треклятым бездорожьем. Только вперед! К тому же, в багажнике кроме топора и лопаты, лежит сумка причиндалов к лебедке - блок и закручивающаяся снизу подкова, называемая "шаклом". Но главное, что мы узнали - всегда, когда есть возможность, надо разматывать трос на возможно большую длину. В результате, не только возрастает тяговое усилие лебедки, но одновременно снижается нагрузка на ее редуктор и меньше шансов порвать трос, потому что сила его упругости будет играть на нашей стороне.

Едем-едем дальше, пока не упираемся в длинный заболоченный участок среди деревьев и что приятней всего - без возможности объезда. Надеваю болотники и иду на разведку. Вроде трясины нет, но черпанул сапогом раз, другой… По доброй воле сюда можно сунуться разве что спьяну. Возвращаюсь к честной компании, делюсь увиденным. Может если бы вдвоем мы и спасовали, но перед Джульеттой со Снежаной (тьфу, Марианной с Миленой!) Сеня возьми да и брякни не лей мол, кипяток братишка, прорвемся - деревьев вон впереди до фига!

"Садимся" там сразу. Разматываем… Сеня цепляет за сосну трос а я прямо с пультом сажусь за руль, чтобы давить "лопату" сабурбанычева газа. Включаем лебедку, и тут же сосна… падает! Вот те раз! Хорошо еще, что не на нас. А ведь правильно! Зацепился Семеныч за ствол слишком высоко, а поскольку корни у болотных деревьев поверхностные, лебедка сразу и повалила его на землю. Подстраховываемся, и с помощью всегда лежащих в Сенином багажнике "на всякий случай" буксирных канатов, зацепляемся по-другому, обвязав ими у самых корней сразу несколько сосенок. Лес на болоте, похоже, спасен нами от неминуемого корчевания! Но это еще не все. Услыхав, что моторчику лебедки стало тяжело крутиться, мы решили перестать насиловать его, каждый раз сматывая трос до конца и опять распуская. Ведь наш нехитрый путь пролегал лишь от одного дерева до другого, и мы просто стали перецеплять уже распущенный трос подальше раз, другой, третий… А там, где нам удавалось чуть-чуть проехать просто обматывали трос вокруг кенгурятника "восьмеркой", чтоб не мешал. Потом-то оказалось, что это наше решение было абсолютно верным. И опять-таки потому, что максимальное тяговое усилие, выраженное на корпусе лебедки четырех-пятизначным (в фунтах) числом, выдается ею лишь в распущенном состоянии, а чем троса на барабане больше, тем это усилие, соответственно, меньше.

Всегда зорким глазом следите, как проходит над препятствиями (бревнами, камнями) днище машины. Иначе оставите на них жизненно важные агрегаты и узлы.

 

назадвперед










Copyright © OFF-ROAD MONSTERS, 2002-2004         Поддержка проекта - 4WD.ru